Бездомный учитель музыки уже двадцать лет играет в переходах Владивостока

Василия Калинина знает каждый, кто прожил в городе Владивостоке больше года. Мужчина с дудочкой часто появляется на улицах Владивостока и радует прохожих классической музыкой и произведениями собственного сочинения. Нередко прохожие одаривают уличного музыканта похвалой или даже монетой за мастерство, даже не подозревая, что, будучи бездомным, этот человек совершенно бесплатно учил детей музыкальному искусству, а один из учеников уличного музыканта даже победил в элитном музыкальном конкурсе в Италии. О тяготах жизни бездомного музыканта, щедрости прохожих и своей самой сокровенной мечте 61-летний Василий Калинин рассказал корреспонденту РИА VladNews.

Музыкальный талант в Калинине открыла работа в морском порту. Переехав из Ижевска во Владивосток, выходец из детдома устроился работать на буксир. Полгода он проводил в порту, а другие шесть месяцев жил в деревне за городом, работая «на земле» и познавая в свободное время азы игры на флейте.

«В деревне работы много, пока все сделаешь, уже и вечер настанет. В свободное время я садился и пробовал играть, поначалу не выходило, но однажды я почувствовал, что начало что-то получаться», — рассказывает о начале своего творческого пути музыкант.

Открыв в себе желание заниматься музыкой, Василий твердо решил научиться профессионально играть, однако к духовым инструментам он пришел не сразу. Еще в Советском Союзе будущий музыкант купил кларнет и пришел в ДК имени Дзержинского учиться музыкальному мастерству, но творческий руководитель отправил Калинина учиться играть на балалайке-контрабасе, объяснив это резкой нехваткой кадров в этом музыкальном направлении.

«Мне тогда ее показали, здоровенная такая балалайка! Я сначала и не понял, как на ней играть даже. Уберите, говорю, я даже нот не знаю. Всё показали, рассказали, со временем выучился», — рассказывает о своих учебных годах Василий.

Обучившись игре на балалайке-контрабасе, Калинин начал играть в популярном приморском оркестре, их музыка была востребована, на выступления приходило много людей, а одну из их песен даже ставили на радио.

«Был такой случай, поехали мы с оркестром в санаторий, играть концерт для отдыхающих. И во время выступления я уронил пюпитр. Пришлось играть без нот, было страшно, конечно, но так даже интереснее. Я немного импровизировал, но мне очень понравилось», — делится воспоминаниями об оркестре и концертах музыкант.

К игре на улице Василия привела не нужда, а интерес. Однажды он шёл по улице и увидел в одном из подземных переходов парня с дудочкой, он играл «Одинокого пастуха». Калинин был в восторге. Уличный музыкант сказал еще неопытному тогда Василию: «искусство принадлежит народу». С тех пор он стал регулярно играть в переходе и дарить свое искусство прохожим. Музыкант признается, что первое время ему было стыдно исполнять музыку на улице, сначала он даже брал с собой друга, чтобы тот постоял рядом для моральной поддержки. Сам не зная, Почему, Калинин боится играть в помещении, при этом на улице музыка дается ему спокойно.

«Однажды незнакомый парень подошел ко мне, дал сто рублей и попросил сыграть на свадьбе его брата неподалеку, я согласился. Стоило только зайти в кафе, как у меня тут же задрожали коленки, и я понял, что нормально сыграть не смогу. Однако отыграв несколько простых мелодий и расслабившись, я все-таки смог хорошо сыграть и порадовать молодоженов» — вспоминает Василий.

В «шальные девяностые» музыкант остался без жилплощади. Вместе с женой они продали квартиру, испугавшись ее попросту лишиться. Деньги быстро закончились и очень скоро Калинин оказался на вокзале без средств к существованию.

«В тот момент я не понимал, как мне дальше жить. Жить не на что, а жить как-то нужно. Играл я на флейте плохо, заставлял себя, учился, чтобы хоть что-то заработать. Страшные были времена», — делится воспоминаниями Калинин.

Музыка со временем начала приносить небольшие, но все-таки деньги, поэтому за символическую плату музыкант перебрался с вокзала к друзьям и знакомым. После этого довольно длительное время флейтист ночевал в раздевалке, которая находилась в подвале китайского рынка, у него даже были свои ключи. Кроме того, он подрабатывал на этом рынке грузчиком. Но несколько лет назад рынок закрылся и теперь ему снова приходится скитаться по знакомым. Василий очень любит, когда люди останавливаются послушать мелодию или подходят к нему, чтобы побеседовать.

«Мне очень нравится, когда люди подходят. Я понимаю, что человек увидел меня или услышал музыку, что она его заинтересовала. Бывает, что долго играешь, никто не подходит, а очень хочется иногда поговорить. Я всегда молюсь Богу за людей, перед тем, как выйти на улицу, благодарю его. Мне кажется, что к людям нужно относиться с почтением и любовью», — рассказывает музыкант.

Впрочем, не все слушатели благосклонны к флейтисту, некоторые обвиняют его в фальши. Музыкант на подобные обвинения только пожимает плечами.

«Ну а что я им скажу, если инструмент такой? Конечно, обидно, я же готовлю репертуар, учу что-то новое постоянно. Пока не выучу мелодию досконально, на улице ее, конечно, не сыграю. Некоторые понимают… Но я же не буду всем это объяснять», — признается Василий.

Некоторые советуют музыканту найти работу. Калинин обычно не отвечает на это замечание, сегодня он уже пенсионер, и сомневается, что его куда-то возьмут, однако с удовольствием согласился бы на любой труд.

«Я как-то играл около кинотеатра, мимо проходил парень и посоветовал мне идти работать. Я сказал ему, что работаю грузчиком и играю на флейте, он ответил, что не верит. Я сказал «пойдем – покажу», и мы вместе с ним пошли к рынку, а там как раз машина приехала, и я взялся ее разгружать, вот даже такое случалось… Я бы с радостью, хоть сейчас, пошел на обычную работу, но кто меня возьмет? Бездомных на работу не берут, у меня нет прописки. Конечно, хочется простой работы. Я бы и дворником пошел, чтобы руками поработать», — говорит Василий.

Музыканту приходилось сталкиваться и с вымогательством, когда люди подходили и открыто просили поделиться выручкой.

«Просили деньги, как-то подходили, спрашивали, есть ли у меня «крыша». Я только пальцем им в небо показал и сразу сказал, что не боюсь. Отстали, сказали, что им понравилось, как я ответил», — рассказывает Калинин.

Музыка не приносит флейтисту невероятные деньги, о которых так любят рассказывать скептики, в среднем за полный рабочий день музыканту удается собрать пятьсот-шестьсот рублей. Василий отлично помнит все случаи, когда ему давали крупные купюры, за полтора года это произошло восемь раз.

Несмотря на тяжелое материальное положение, он сам подает другим неимущим.

«Некоторым я сам подаю. Бывает идешь, смотришь и, действительно, жалко человека. Я ведь знаю их всех, тех, которые сидят в переходах. Подаю только тем, кто не на водку потратит», — отмечает музыкант.

Василий признался, что терпеть не может сильно выпивших людей, не смог с ними свыкнуться, хоть и видел их за свою уличную «карьеру» предостаточно.

«Мне частенько подают едой, продуктами, я всегда благодарю. Слава богу, что есть еще на свете добрые люди. Ведь сейчас как? Немного дадут денег, зайдешь в магазин, возьмешь еды самой простой и деньги закончились, а добрые люди помогают, покупают сами», — делится флейтист.

Однажды на открытии Золотого моста Василий поставил свой собственный рекорд – посетители по достоинству оценили талант музыканта, и домой он шёл с пакетом, наполовину заполненным мелочью. Об этом невероятном «улове» он вспоминает с придыханием.

«Впервые за всю жизнь такое было, я шёл домой и прижимал к груди пакет. В первом же ларьке купил еще несколько пакетов и поместил пакет с мелочью в эти два пакета, чтобы не рассыпать деньги», — вспоминает Василий.

Довольно длительное время Василий Калинин преподавал уроки игры на флейте для детей. Одна из местных благотворительных христианских организаций попросила его об этом, и он не смог им отказать. Организация закупила флейты, и музыкант безвозмездно обучал детей музыкальным тонкостям. Дети знали, что их учитель зарабатывает на жизнь игрой в переходе, но всё равно относились к нему с уважением.

В жизни Василия Калинина случались и внезапные приятные подарки. Однажды, когда музыкант играл в переходе на Проспекте «100 лет Владивостока», к нему подошел мужчина и подарил ему качественную мельхиоровую флейту.

«Флейта была прекрасна, слов нет. В том году как раз был большой потоп, и в городе «всё плыло». Мужчина этот нёс вахту в порту и выловил в море блестящий кофр с мельхиоровой флейтой. Позже я передал ее ученику, с которым я занимался отдельно, его родители приглашали меня к себе домой. А потом этот ученик, Дима, выиграл конкурс в Санкт-Петербурге и взял гран-при музыкального конкурса в Италии, я им очень горжусь», — вспоминает флейтист.

На улицу Василий выходит не каждый день. Флейта — инструмент требовательный и не выносит ветреной и влажной погоды, однако Василий очень хотел бы играть ежедневно. Музыкант отмечает, что минус флейты в том, что даже малейший ветерок искажает звук, и ему приходится или делать паузу, или менять место дислокации. Однако, несмотря на привередливый характер инструмента, Калинин думает, что у его флейты есть своя собственная душа. Флейтист отзывается о ней с нежностью и считает, что инструмент платит ему взаимностью.

«Иногда чувствуешь, что играешь, и музыка есть, но нет в ней души, а иногда только в руки берешь инструмент, особенно в безветренную погоду, и она не играет, а просто поет», — объясняет Василий.

Последнее произведение, которое сочинил Калинин, называется «Баркарола 6/8». Музыкант особенно отмечает, что классическая баркарола пишется в размере 6/8, но из-за «скудности» инструментария ему приходится играть ее в 12/8. Сейчас он мечтает сменить флейту на кларнет, чтобы иметь возможность играть для прохожих классические произведения, такие, как полонез Огинского.

«Конечно, очень хочется играть на кларнете. Он ветра не боится, и на нем можно исполнять сложные классические произведения. Я бы тогда порадовал людей, конечно», — мечтает музыкант.

На вопрос корреспондента, чего бы Василию хотелось больше всего на свете, он ответил:

«Хотя бы малейшего признания. Вы знаете, дают такие звания — Народного артиста и Заслуженного артиста. Мне лично кажется, что я Народный артист, потому что я всю свою жизнь играл для людей. Может, конечно, и не заслуженный, но точно народный».

(c)Андрей Голубь
ВладНьюс