В 2014-2018 годах оптимизация коснется в целом по стране 952 медорганизаций. Предполагается ликвидировать 41 организацию, остальные – реорганизовать. В результате к концу 2018 года число больниц сократится на 11,2 процента, поликлиник – на 7,2 процента.
Кроме того, до 2018 года регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.
В ходе проверки были выявлены факты ограничения доступности медпомощи населению. 17,5 тысяч населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них 11 тысяч расположены более чем в 20 километрах от ближайшей медорганизации, где есть врач, отметил аудитор. Причем 35 процентов населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. “879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных медбригад”, – говорит аудитор.
Он также рассказал, что сроки ожидания медпомощи в ряде регионов превышают необходимые в два и более раз. Привел пример Пензенской области, где сроки ожидания приема таких врачей, как кардиологи, неврологи, офтальмологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, ревматологи и онкологи превышают предельные сроки на 20 дней. По ряду медорганизаций ожидание по записи на УЗИ превышает 1,5 месяца.
Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 года по медицинским организациям сокращено 33 757 коек. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения, отмечают в Счетной палате.
“Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тысячи человек в то время, когда по городским жителям был установлен рост на 400 тысяч человек”, – констатировал Александр Филипенко. Рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. В прошлом году людей в больницах умерло на 17,9 тысячи человек больше, чем в 2013 году. Отмечен рост и числа умерших на дому.
Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности, считает аудитор. Смертность населения, по данным Росстата, составила в прошлом году вместо предполагаемых 12,8 человека на 1000 населения 13,1 на 1000 населения.
Также в очередной раз был отмечен рост объема платных медицинских услуг – на 24,2 процента в 2014 году по сравнению с 2013 годом. “В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной”, – подчеркнул аудитор.
Что касается сокращения медперсонала, то за год медработников стало на 90 тысяч человек меньше при сохранении высокого уровня совместительства – около 140 процентов. Сокращение медработников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий, отмечает аудитор. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тысяч человек. С другой стороны, в ходе проверок властями регионов определена и представлена общая потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тысяч и 88 тысяч человек, соответственно. “Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка”, – констатировал аудитор.
В целом он отметил, что план оптимизации системы здравоохранения составлялся каждым регионом самостоятельно, не было единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медорганизаций, расчета потребности в объемах медпомощи по профилям.
Основой для планирования работы медорганизаций и финансирования медпомощи стали территориальные программы госгарантий, которые показали несбалансированность их финансового обеспечения. По сравнению с 2014 годом установлен рост дефицита средств этих программ за счет консолидированного бюджета региона. Если в прошлом году дефицит был выявлен в 59 регионах на сумму 102 миллиарда рублей, то в этом – в 62 регионах и на 127 миллиардов. Это произошло в пяти недотационных регионах.
Девять регионов утвердили свои территориальные программы с дефицитом средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в 4,93 миллиарда рублей из-за неисполнения обязательств по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС.
(с)РГ.ру
Views: 5