Нафига козе баян – или кое-что о миссии в музыке и жизни.

Spread the love

jazz-bendВот же нюанс.
Меня часто спрашивают: вот ты же поздно вернулся к музыке, все гении и звезды уже к 40 был всемирноизвестны, а зачем ТЕБЕ это сейчас? Ненадо было ***цать лет назад, когда тебе было 18, пытаться «вильнуть» в сторону
Видите ли, несмышленые друзья мои… Это вопрос «миссии». И здесь, мне кажется, я сделал поболе, чем многие «звезды».

Объяснюсь.

Очень легко играть колтрейнообразное (благо образец есть) для публики, которая уже таки джазовая и уже что-то понимает. Дополнительный ништяк в том, что эта публика также готова к  собственному НЕвосприятию («Это же джаз! Мы просто не доросли») косяков и бредней, коими страдают over then 100% последователей.

Но чтобы эта публика стала «джазовая» — что-то должно произойти, правда? Тем паче когда и радио и ТВ долбит моск самизнаетечем.

И вот вам простая задача: вы играете для аудитории, которая страстно любит ВеркуСердючку и Стасика Михайлова, но хочет выглядеть «белой» — то бишь рафинированно аристократичной, хотя и мат изнутри идет. И приглашает эта аудитория тжасс.
Задача тривиальная: заставьте эту аудиторию вас сначала слушать, а потом просто внимать остальные 2 часа. И закончить слушание дикими апплодисментами и четким внутренним убеждением, что джаз — это реально круто и интересно, а вовсе не то, что думалось перед концертом, типа «занудная непонятная музыка для ботаников».
Заставьте ее слушать себя.
И вот тогда вы «приведете» в джаз очередную порцию… нет, не знатоков, но уже интересующихся — а именно из них взрастут те, кто будет слушать колтрейнообразное…
…Слабо?… Главное, кстати, признаться себе в этом беспристрастно.
Все знают Дюка Эллингтона. Все знают Гудмена, Миллера… А кто может назвать их оркестрантов? А кем были бы эти ребята без своих оркестрантов?
Понимаете, к чему я клоню?
И потому не надо про обязательность звездатости в музыке — в ней есть огромная куча других задач (читаем: миссий), чаще всего сильно боле сложных, чем просто звездить каким-нить ладовым тжассом или вообще хаосом «конкретной музыки» перед УЖЕ созревшими на джаз… Надеюсь, вы знаете, что такое конкретная музыка.
…я не прав?
Может быть. Но я… виноват, это  «мы» — таким образом привлекли внимание и обратили интерес к джазу уже весьма немалому количеству людей. Это подтверждается последующими контактами типа «а где послушать…» или «а кого бы послушать, чтобы…», а то просто откровенное «..а где скачать?..»
Я сейчас вижу, чего не хватает людям сделать следующий шаг. элементарные подсказки переворачивают представление людей о джазе и они затаив дыхание старательно слушают тему, считают такты, ожидают бридж… А потом также старательно старатются почувствовать это при импровизации… — после этого они старательно слушают попсу — но по инерции, ибо «неинтересно», «плоско», «занудно после того, когда понял как устроен джаз» (взято из переписок)
Так давайте же поговорим о джазовом снобизме лучше, а не о том, что кто-то там «играет стандарты до сих пор» или вообще «плоскую смусятину».
О джазовом снобизме, друзья мои.
А поимпровизировать на гармошку Beyong All Limits я даже на контрабасе могу. Только кто это слушать будет? Кому это надо, кроме меня и еще пары десятков людей. А главное — какая в этом польза музыке?…
Я это лучше дома сделаю. Или с коллегами на репетиции — чтобы левел не уронить. И еще жОсткие комментарии выслушаю. Авторитетные.
А на публике лучше уж я с АтомнымиЛистьями очередную порцию аудитории познакомлю. Линия баса  по Педерсену — им это 100% понравится…
Они это уже слышали когда-то, друзья мои. И апперцепция срабатывает. И дайте ей сработать, дайте ей утвердиться.
Иначе своим сверхэстетством отвратите людей от нормальной музыки — навсегда!

(с)Вячеслав Бассмен,
джаз-квартет “Просто джаз”